Пресс-конференция DOCOMOMO Россия
Государственный Музей архитектуры им. А.В. Щусева
17 апреля 2012,
12.00 Москва, Воздвиженка, д. 5/25
Тел.: +7 (495)697-38-74
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ,
приуроченная к Международному дню памятников и достопримечательных мест и первой годовщине возобновления деятельности DOCOMOMO-Россия СПАСТИ АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ХХ ВЕКА!
Участники:
- Ирина Коробьина, Директор Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева;
- Владимир Шухов, Председатель DOCOMOMO-Россия, глава фонда «Шуховская башня»;
- Наталия Душкина, профессор МАРХИ, вице-президент Международного научного комитета ИКОМОС по наследию ХХ века, член Федерального научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ;
- Анна Броновицкая, Генеральный секретарь DOCOMOMO-Россия, член Федерального научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ, редактор журнала «Проект Россия», доцент МАРХИ;
- Елена Овсянникова, Председатель секции DOCOMOMO-Москва-Центр, член Федерального научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ, профессор МАРХИ;
- Людмила Токменинова, Председатель секции DOCOMOMO-Урал, член Федерального научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ, куратор международной программы «Баухауз на Урале»;
- Марина Хрусталева, член оргкомитета DOCOMOMO-Россия, член правления Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS), координатор Международной секции общественного движения «Архнадзор»;
Советская Атлантида тонет на глазах
Накануне Международного дня памятников и достопримечательных мест мы хотим привлечь внимание к положению памятников архитектуры XX века в России. При неблагополучной ситуации с охраной памятников в целом, наследие прошедшего века находится в наиболее незащищенном состоянии. Лишь небольшая часть достойных сохранения памятников имеет охранный статус, чаще всего низшей категории – местной или региональной. Снести или перестроить здание XX века гораздо проще, чем относящееся к более ранним эпохам. Общество и власть только начинают осознавать ценность этого слоя наследия. Ежегодно страна теряет десятки выдающихся сооружений. Их утрата не может быть восполнена: XX век необратимо ушел в прошлое. Грандиозный социальный эксперимент, пережитый Россией в XX веке, оставил нам уникальное архитектурное наследие. Многие типы зданий 1920-х годов – дома-коммуны, фабрики-кухни, рабочие клубы – не имеют аналогов в мире. Архитекторы 1930-1950-х, работавшие в условиях сильнейшего давления власти, направили свой талант на создание неповторимого «сталинского стиля». Период оттепели и последующих десятилетий дал примеры поражающих конструктивной смелостью и масштабами модернистских сооружений. Сегодня все это стремительно исчезает с лица земли.
DOCOMOMO-Россия намерена добиваться:
- Радикального изменения отношения общества и власти к наследию ХХ века и признания его ценности наравне с наследием более древней истории;
- Срочной постановки на государственный учет и охрану объектов архитектурного наследия 1900-1970-х годов;
- Безотлагательного повышения охранного статуса выдающихся памятников ХХ века, имеющих мировое значение, до уровня федеральной охраны;
- Срочных консервационных и реставрационных работ на объектах культурного наследия XX века, находящихся на государственной охране;
- Развития международного сотрудничества в деле охраны наследия и реставрации объектов XX века;
- Включения уникальных памятников ХХ века, находящихся на территории России, в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО;
- Включения развернутого раздела об архитектуре XX века в школьную программу и в учебные программы высшей школы.
В настоящее время в срочном вмешательстве нуждается ряд выдающихся объектов XX века:
- Комплекс ВВЦ (Москва). Существующие программы реконструкции предусматривают необратимое изменение уникального целостного ансамбля ВДНХ и снос значительной части исторических павильонов, не имеющих до настоящего момента охранного статуса;
- Речной вокзал (Москва). Владелец не располагает средствами для продолжения начатого ремонта. Здание – одно из лучших сооружений Москвы 1930-х годов – стремительно разрушается;
- Типография Лисицкого (Москва). Уникальный памятник, единственный в мире осуществленный проект Эль Лисицкого, находится на грани гибели. 1октября 2011 г. в нем произошло очередное возгорание;
- Дом Наркомфина (Москва). Разговоры о необходимости его реставрации идут годами, но до сих пор НИЧЕГО не сделано. Необходима государственная воля для разрешения запутанных вопросов собственности, препятствующих началу реставрационных работ;
- Жилой квартал «Преображенское» и другие жилые комплексы в Москве, сохранившие планировку и характерную архитектуру 1920-1930-х годов. Из 26 таких комплексов, утвержденных в последние годы как памятники, 9 были выведены из этого перечня решением комиссии правительства Москвы и находятся под угрозой сноса;
- Фабрика «Красное знамя», (Санкт-Петербург). Единственная в нашей стране постройка всемирно известного архитектора Эриха Мендельсона заброшена и разрушается;
- Фабрика-кухня, (Самара). Уникальное сооружение в форме серпа и молота, творение одной из немногих женщин-архитекторов 1920-х годов, находится под угрозой сноса; Конструктивистская больница, (Ростов-на-Дону). Владелец здания, городская больница им. Семашко, хочет построить на его месте новый корпус и требует лишить комплекс, построенный по проекту московского архитектора Пантелеймона Голосова, статуса вновь выявленного объекта культурного наследия.
Позитивные примеры возвращения к жизни памятников архитектуры XX века пока редки, но они появляются.
В Выборге подходит к концу реставрация здания библиотеки, построенной в начале 1930-х годов по проекту великого Алвара Аалто. Реставрационные работы, проведенные с большим участием финских специалистов, являются образцом обращения с сооружением раннего модернизма. Этот ценный опыт необходимо всемерно распространять. Заслуживает похвалы также реставрация клубной части ДК им. Горбунова в Москве, где в феврале открылся Театр Мюзикла. Также внушают надежду инициативы, связанные с приспособлением сооружений XX века под нужды институций современного искусства. Речь идет о проекте создания музея современного искусства в помещениях кинотеатра «Ударник» (Б.М. Иофан), о планирующейся реставрации павильона «Шестигранник» (И.В. Жолтовский, 1923) и здания ресторана «Времена года» (1970-е) в Парке им. Горького в Москве для размещения в них Центра современной культуры «Гараж».
DOCOMOMO-Россия намерена инициировать рассмотрение проблем охраны наследия XX века:
- в Общественной палате Российской федерации;
- на Научно-методическом Совете по охране культурного наследия при Министерстве культуры РФ.
Справка: DOCOMOMO-Россия является национальной секцией DOCOMOMO International – международной некоммерческой неправительственной организации, полное название которой – «Международная рабочая группа по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства Современного движения». DOCOMOMO International была основана в 1988 году в Голландии как профессиональная организация, связанная с изучением и защитой архитектурного и градостроительного наследия модернизма. В настоящее время DOCOMOMO International сотрудничает с UNESCO и насчитывает 53 национальные секции и более 2300 индивидуальных членов по всему миру. Организация пользуется влиянием как в сфере сохранения наследия, так и на более широком поле архитектурной культуры. Она объединяет историков, архитекторов, градостроителей, ландшафтных архитекторов, специалистов по реставрации и защите наследия, преподавателей, сотрудников государственных, а также неправительственных организаций и студентов.
Задачами DOCOMOMO являются:
- привлечение внимания государства и общества ко всем случаям, когда постройки Современного движения оказываются под угрозой;
- стимулирование общественного интереса к идеям и культурному наследию ХХ века, а также требование ответственного отношения к памятникам Современного движения; привлечение финансирования для документации и консервации наследия модернизма;
- обмен опытом в области технологии консервации, истории и просвещения.
Российская национальная секция DOCOMOMO ставит задачу объединения усилий специалистов, занимающихся архитектурой XX века в нашей стране, налаживание связей между ними и координации деятельности, а также интеграцию их усилий в международную деятельность DOCOMOMO; участие в создании реестра архитектурного наследия XX века на территории страны, ведение мониторинга его состояния и оперативного реагирования с целью недопущения искажения и разрушения объектов наследия модернизма.
DOCOMOMO-Россия, разделяя идеи и принципы DOCOMOMO International, считает необходимым расширить сферу своего внимания на все архитектурное наследие XX века в нашей стране. Во-первых, потому что, независимо от стилистических характеристик, архитектура XX века является порождением современности, а во-вторых, потому что все наследие XX века почти не защищено от уничтожения и искажения и нуждается в постоянной защите и изучении. В связи с обширностью территории России, национальная организация работает на региональной основе. Сформированы следующие секции: DOCOMOMO-Москва и Центр, DOCOMOMO-Санкт-Петербург и Северо-Запад, DOCOMOMO-Поволжье, DOCOMOMO-Урал и DOCOMOMO-Сибирь. Возглавляющие каждую секцию региональные координаторы образуют Оргкомитет DOCOMOMO-Россия вместе с Председателем и Генеральным секретарем.
Сайт рабочей группы: http://www.docomomo.ru
- Комментировать (войти)
Комментарии
Warning: openlog() has been disabled for security reasons in /home/docomomo/domains/docomomo.ru/public_html/modules/syslog/syslog.module on line 103
Warning: syslog() has been disabled for security reasons in /home/docomomo/domains/docomomo.ru/public_html/modules/syslog/syslog.module on line 118
Ценный но не единственный
Уважаемые господа! С интересом прочёл фразу "Фабрика «Красное знамя», (Санкт-Петербург). Единственная в нашей стране постройка всемирно известного архитектора Эриха Мендельсона заброшена и разрушается", и задался вопросом - Калининградская область для вас уже не Россия? Ведь там построек Мендельсона целых две... Да и называть комплекс фабричных зданий, количеством под дюжину отдельных корпусов, "единственной постройкой" - вам не кажется несколько чересчур глобалистским?
Или вам хлёсткий лозунг был важнее скучного перечисления?
Надеюсь, подобных искажений вы в будущем постараетесь избегать.
Мендельсон
Дмитрий, конечно, это так,
но вряд ли Эрих Мендельсон знал, что его проекты в Восточной Пруссии на самом деле будут в Росии, в отличие от проекта фабрики в Ленинграде.
Мендельсон в России
Уважаемый Дмитрий! Спасибо за Ваше замечание по тексту воззвания, где говорится о единственной постройке в СССР Мендельсона. Надо было бы, действительно, прокомментировать ситуацию, указав, что есть еще произведения. Хотя Николай Васильев, на мой взгляд, прав, - Мендельсон строил для СССР единственную, а остальное присоединили позднее.
Присылайте нам Ваше описание зданий,которые Вы упомянули. Давайте поднимем и о них вопрос. Вы в этой теме, возможно, больше разбираетесь, чем многие другие и мы дадим на сайте материал от Вас лично. Заранее благодарны. Елена Овсянникова