Давайте составим список ценных зданий и ансамблей Крыма ХХ века!

Вот некоторые примеры из выступления Елены Овсянниковой на конференции в Ливадии. Над списком такого наследия надо уже сегодня работать. И надо сделать его популярным. Иначе ничего не удастся сохранить.
Вот некоторые примеры из этого выступления. Все ли узнаете, кроме Артека?
А кто авторы? А датировки? Все это предстоит выяснить, уточнить и опубликовать.
Только тогда можно создать общественное мнение, а оно - решающий фактор сегодня.
Вот текст выступления на эту тему на конференции "Культурное наследие Крыма" в Ливадии Елены Овсянниковой.

Памятники архитектуры Крыма ХХ века. Типовые и уникальные. Проблемы охраны

В силу обстоятельств Крым стал своего рода заповедником советской архитектуры. В городах и поселках сохранились Дворцы культуры, санатории, беседки, теневые навесы в парках и др. К этому периоду также относятся и многочисленные павильоны автобусные остановки.
Несмотря на то, что многие из этих зданий выстроены по типовым проектам, они представляют значительную ценность в силу своей сохранности, так как почти не ремонтировались и не изменены. А поскольку построены только из натуральных материалов, в относительно неплохом виде и превосходят по качеству новейшие сооружения из искусственных имитационных материалов. Они лучше отражают подлинные замыслы архитекторов, чем многие объекты в России, сильно перестроенные. Отлично сохранились также мозаики и др. монументально-декоративные их элементы, созданные художниками.
В их числе - здания конца 1920-х – начала 1930-х годов. Например, выдающее произведение архитектора Белозерского – жилой дом правительства Крыма в Симферополе (ныне музыкальная школа и пр. организации).
Это здания 1930-1950-х годов. Прежде всего – грандиозный архитектурный ансамбль Севастополя, в котором работали крупнейшие архитекторы (Г.Б. Бархин, М.Я. Гинзбург, Н.Л. Павлов). И такие чудные объекты, как советская часть санатория «Дюльбер» 1938 года, также архитектора Белозерского. Имя этого зодчего, репрессированного в 1930-е годы незаслуженно забыто даже крымчанами. Как забыты и произведения Жолтовского (санаторий им. «XX съезда КПСС») и др. крупнейших мастеров, работавших на Южном берегу Крыма и в Евпатории, Саках и др. городах. Это санатории 1930-х годов «Октябрь» (ныне полностью разрушенный, один из двух официально признанных памятников архитектуры), и «40-летие Октября» (ныне «Гелиос») в Евпатории, Турчанинова, главного архитектора ВЦСПС. Вторым памятником Крыма считалась Актинометрическая станцию Белозерского, теперь полностью перестроенная, ранее она была в духе конструктивизма.
Пионерлагерь «Чайка» = уникальный архитектурный комплекс – также забыт как объект наследия.
Ну и конечно – Артек 1960-х годов, творение архитектурной мастерской ЦНИИЭП лечебно-курортных зданий, под руководством А. Т. Полянского. Шумиха в течение последних месяцев на тему возрождения Артека сводилась к рассказам журналистов о пионерских традициях. Никто из них даже не упомянул его уникальную архитектуру, хоть и созданную из типовых элементов. Не назвал замечательные произведения декоративно-прикладного искусства: мозаики, скульптуру, металлический декор жилых корпусов и т.д.
Сегодня Артек превратился не только в памятник советской архитектуры (входивший в экзаменационные билеты с вопросами по этому учебному курсу во всех архитектурных вузах!), но и в уникальный образец рукотворного ландшафта (с кипарисами, глициниями, лаврами и пр.), который очень легко испортить, но крайне трудно возродить в условиях местного климата. Разумеется, это бренд Крыма. Его не надо изменять до неузнаваемости в самых лучших его частях.
Российское отделение До Ко Мо Мо выступает за сохранение этого уникального наследия. Первый шаг к его реальной охране сделали Алексей Комов, Николай Васильев и Андрей Ягубский, подготовившие еще в 2010 году проект «Курортоград» (2012-2015) как передвижную выставку по советской архитектуре Евпатории. Ее видели в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Москве, Минске и самой Евпатории в этом году, на Биеннале современного искусства.
Ими же был создан павильон архитектуры Крыма на фестивале «Зодчество» в 2014 году. Но в самом Крыму эта выставка еще фактически не бывала. Не удалось ее показать и на этой конференции.
Мы предлагаем заняться популяризацией всего архитектурного наследия Крыма, советское наследие здесь сегодня приобрело особую значимость как важнейшая часть истории нашей страны. Нужно создать специальный публичный реестр для этого в Интернете. И не стоит рассчитывать на какую-то помощь извне. Наше наследие нужно именно нам.

Важность: 

tz

wz